Наблюдение: в 2023 году выдачи автокредитов побьют рекорд
По итогам года банкиры надеются на беспрецедентный объем выдач, который превысит результаты рекордного 2021 года. Этому помогут расширение линейки брендов за счет китайских производителей, нечувствительность заемщиков к высоким процентным ставкам на фоне опережающего роста цен на автомобили и отсутствия мер по охлаждению автокредитования от ЦБ. Однако в 2024-м все будет иначе: отказывать в автокредитах заемщикам будут чаще, а сами ссуды станут дороже, прогнозируют опрошенные Forbes эксперты.
Сколько автокредитов банки выдадут в 2023 году?
По итогам года российские банки могут выдать 1,6 трлн рублей автокредитов, сообщили Forbes в ВТБ. Этот результат более чем в два раза превысит показатель прошлого года и на 45% — 2021 года, говорит начальник управления «Автокредитование» банка Алексей Бочарников. По подсчетам аналитиков Frank RG (есть у Forbes), за 10 месяцев заемщики взяли у банков 1,236 млрд рублей автокредитов, что уже больше, чем в рекордном 2021-м (1,1 трлн рублей). Причем в октябре сумма выданных займов на покупку машины составила 166,5 млрд рублей, что стало максимумом за всю историю наблюдений в этом сегменте розничного кредитования. В 2023 году рекорд обновлялся дважды: предыдущий максимум выдач случился в июле, когда россияне стремились купить машину до повышения утилизационного сбора с 1 августа.
Как стал возможен рекорд?
У этого рекорда есть сразу несколько составляющих. Во-первых, в этом году произошло значительное расширение ассортимента за счет китайских брендов, которые пришли на смену западным маркам. «В отличие от 2022 года, когда на рынке ощущался дефицит автомобилей, сейчас на российском рынке присутствует не менее 30 новых наименований. В основном это китайские автомобильные бренды разных ценовых категорий. Поэтому в части предложения ситуация постепенно стабилизируется», — говорит Станислав Сухов. По данным ВТБ, доля китайских брендов в выдачах автокредитов уже превышает 60%. У еще одного крупного игрока на рынке автокредитования, Росбанка, доля китайских авто в выдачах превысила 80% по итогам 10 месяцев.
Во-вторых, спрос по-прежнему превышает предложение. «Покупатели заранее бронируют авто, вносят предоплату, ожидают поставки. На этом фоне любой фактор, положительно влияющий на рост предложения, будь то увеличение отгрузок или уровня производства, стабилизация логистических цепочек, поглощается спросом и только увеличивает объем рынка автокредитования», — объясняет начальник управления развития партнерских программ и стратегических сегментов «Росбанк Авто» Вячеслав Якубчик.
Что будет дальше?
В 2024 году рынок ждет охлаждение, даже повторение результата 2021 года под сомнением, солидарны все собеседники Forbes. Снижению объемов выдач будет способствовать рост процентных ставок. Рынок не сможет игнорировать длительный цикл жесткой монетарной политики, на фоне высокой ключевой ставки стоимость кредитов будет расти, считает Вячеслав Якубчик из «Росбанк Авто». В период высокой ключевой ставки автокредиты потенциально могут подорожать еще на 5 процентных пунктов, соглашается Кирилл Григорьев из «Тинькофф».
На фоне ужесточения политики ЦБ автопроизводители и автодилеры уже расширили спектр программ субсидирования процентных ставок для клиентов, указывает Алексей Бочарников из ВТБ. Эта тенденция может продолжиться.
#автокредиты #кредиты |